Притяжение света

 

Блеск - так переводится с французского языка слово  "люстра". История появления люстр уходит своими корнями в далекое прошлое. Многие столетия светильник являлся необходимым составляющим в интерьере самых различных помещений. Вначале римляне и древние греки изготавливали люстры из бронзы, украшая их изображениями растений, животных, людей и разнообразными орнаментами. Были среди их изделий и простые светильники из глины.

Не менее известными осветительными приборами тех времен были подвесные лампионы и лампады.  Это были одна  или множество чаш, прикрепленные  к несущим  балкам потолка.  Чаши наполнялись животным жиром, маслом или нефтью, внутрь опускался растительный фитиль.

В Древней Руси с развитием литья металлов стали изготавливаться серебряные и медные паникадила и подсвечники.  С греческого языка "паникадило" переводится как "многосвечник". Их конструкция послужила основой для создания люстр. Также в киевской Руси были распространены хоросы - круглые чаши, которые были обрамлены кольцом со свечами  и подвешивались на цепи к потолку.

Замысловатые по своей форме и очень крупные по размеру, эти светильники можно было встретить только в церквях и домах состоятельных людей. Отделывали их золочением, росписью, ценными материалами и рельефной резьбой.

Доход человека, его образ жизни влиял и по сию пору очень влияет на то, какие предметы окружают его в обиходе и интерьере. Очень долго считали, что достойная внимания эстетов люстра мотет быть только из бронзы. Но к началу XIX века светильники из бронзы были вытеснены изделиями из прочих материалов, включая стекло.

В наши дни классическое исполнение люстры - из латуни и алюминия, с применением обработки под серебро, золото, бронзу. Сама по себе бронза очень дорогостоящий для литья материал. Заявления некоторых продавцов, что люстра сделана из бронзы является некоторым лукавством или некомпетентностью в специфике производства потолочных осветительных приборов.

Промежуточным звеном в архитектурном и светотехническом развитии светильников стали люстры из цветного стекла с хрусталем.  Источником освещения в них  по-прежнему оставались свечи, что вынуждало мастеров создавать очень крупные люстры для множества свечей. Яркий след  в этой этохе оставила венецианская люстра. Изготавливалась она в виде пучка стеблей из необработанного стекла. Стебли были перевиты, украшались листьями и цветами, в которые вставлялись свечи.

Светильники из стекла сменили хрустальные люстры, сохранившие свою популярность   до настоящего времени. Их появление совпало с распространением стиля барокко. Искусственный хрусталь, изготовленный из стекла, мягкий, хорошо поддается полировке, гранению и глубокой шлифовке. Впервые он появился в Богемии на фабрике Preciosa. В Англии начали производить чистый и податливый хрусталь со свинцом. М.В.Ломоносов стал родоначальником окрашенного цветного стекла. Среди русских умельцев особо выделились тульские мастера, которые изготавливали люстры из стали, украшая их голубым, изумрудно-зеленым, рубиновым и розовым стеклом.

Когда на смену свечам пришли электрические лампочки, в производстве люстр сразу появились два независимых направления. Одно из них - декоративное, характеризуется использованием полюбившихся стилей прошедших эпох. Светильники, выполненные в этом стиле, связаны неразрывно с интерьером и пространством, они "врастают" в его фантастические формы. Второе направление - конструктивное, ему свойственна технологичная, необремененная  декором форма. Люстры оформляются сдержанно, они лишены украшений.

В настоящее время люстры выпускаются таким широким ассортиментом, что могут удовлетворить вкус самого требовательного и взыскательного покупателя. Появляются новые стили и направления. С их помощью могут быть подчеркнуты  неповторимость и достоинства помещений, интерьера. Выбор только за Вами!

 


Реклама

banner